Генетическое чудо — метод генного редактирования CRISPR

Хотя, он был обнаружен несколько лет назад, в 2015 году, метод CRISPR изменил науку и разжег активную общественную дискуссию на эту тему. CRISPR позволяет точно редактировать генетический материал. Только в этом году метод позволил создать «gene drive» — противоречивый способ распространения определенного гена у насекомых и других животных. Акцент в исследованиях «gene drive» сделан на ограничении распространения заболевания, проводимый в опытах на насекомых (на данном этапе, в основном, против малярии). CRISPR позволяет также целенаправленно изменять геном человеческих эмбрионов, хотя официально был выполнен только один научный опыт, который сразу же, подвергнулся серьезной критике и возбудил активные общественные дискуссии по поводу этики. Недавно было продемонстрировано, что CRISPR технология может быть использована и для решения проблемы недостатка органов для трансплантации, путем выведения генетических модификаций животных, таких как свиньи, что сделает их более подходящими для пересадки человеку.

За разработку метода был вручен приз «Breaktrough of the Year» авторитетным научным журналом Science. А Дженнифер Дудна и Эммануэль Шарпантие, которые разработали метод, были награждены международной премией имени принцессы Астурийской за «научные и технические исследования». Многие ожидают, что в ближайшие год-два революционный метод, будет награжден и Нобелевской премией.

К сожалению, в данный момент многие генетические заболевания являются неизлечимыми и приводят к инвалидности. В таком случае остается только делать все возможное для того, чтобы сделать жизнь инвалида максмально комфортной.

Все начиналось с удивительного открытия, что бактерии могут запоминать вирусы. Изучая данный механизм, ученые обнаружили остатки генов от предыдущих вирусных инфекций, упакованные между странными повторяющимися последовательностями бактериальной ДНК — или кластерного равномерного диспергированного полидромного повторения, которое и дало название методу — CRISPR. Этот нуклеиновый мусор служит как «банк памяти» все о предыдущих вирусных инфекциях. Из них бактерии, могут делать специальные РНК-молекулы, которые ищут и находят активную вирусную ДНК, которую затем вырезают с помощью нуклеазы. Так раскрыли древний механизм защиты от вирусов у бактерий, и был получен чрезвычайно успешный метод направленного генного редактирования.

Когда мы сможем выборочно корректировать свои гены, и насколько близко мы к тому времени, когда сможем полностью использовать данный метод, еще не известно. Различные источники утверждают, что редактирование генома с помощью CRISPR может начаться уже в 2017 году, другие специалисты считают, что не раньше 2030 года. Он может стать обычным и легко доступным для большей части населения. Это могло бы решить проблему со многими неизлечимыми в настоящее время наследственными и врожденными заболеваниями.