Что такое «задержка психического развития»?

Такое понятие, как «задержка психического развития» (ЗПР), к сожалению, в наши дни можно встретить довольно-таки часто. Это определение, как правило, принято употреблять по отношению к определенной категории детей.

Часто задержку психического развития путают с олигофренией, что вводит многих педагогов и родителей, далеких от специфики нарушений детей с различными отклонениями от нормы в психическом и физическом плане, в заблуждение. Так что же такое на самом деле ЗПР и чем оно отличается от олигофрении?

Отличие задержки психического развития от олигофрении

Чтобы понять, что же такое ЗПР, для начала стоит отметить, что собой представляет олигофрения и какие особенности, отличающие ее от задержки психического развития, она имеет.

Итак, олигофрения представляет собой врожденное слабоумие. Не путайте с понятием «деменция», которое предполагает не врожденную умственную отсталость, а приобретенную в раннем детском возрасте.

Существует ряд отличительных признаков задержки психического развития от олигофрении. Итак, отметим основные различия:

1. Олигофрения не являет собой обратимый процесс. Пока генетика не дошла в своем развитии до того уровня, когда лечение слабоумия стало бы возможным. ЗПР же, напротив, представляет собой отставание в психическом развитии, которое поддается коррекции в тяжелой степени ЗПР и полному исправлению в средней и легкой степенях.

2. Детей, страдающих олигофренией, можно отличить от детей с ЗПР и по внешним признакам. Так, например, ребенок с синдромом Дауна отличается от детей с нормой в развитии раскосым разрезом глаз монголоидного типа. Координация движений такого ребенка нарушена. Дети с синдромом Дауна не способны прыгать, бегают неуклюже, походка их неуверенная и размашистая. Этого нельзя сказать о детях с ЗПР.

Ребенок с задержкой психического развития на первый взгляд ничем не отличается от ребенка с нормой в развитии. Отличительными чертами могут поначалу показаться лишь нарушения в поведении. Это объясняется тем, что развитие таких познавательных психических функций, как мышление, речь, восприятие, ощущение, у этих детей нарушено, что ведет в дальнейшем к быстрой утомляемости, к потере интереса и к неусидчивости, а, следовательно, и к неудовлетворительному поведению во время занятий, игр и так далее.

Важно уметь отличать эти понятия друг от друга, так как от особенности нарушения в развитии ребенка зависят методы, приёмы и специфика работы с ним в дальнейшем.

Оставить комментарий