Проблемы образования детей с ограниченными возможностями

В последние годы достаточно внимания уделяется разнообразными государственными структурами и общественными институтами к проблемам детей с ограниченными возможностями. Для таких детей разрабатываются адаптированные программы реабилитации и адресной помощи. Однако проблема обучения в общеобразовательных учреждениях для них остается, и это право отстаивается только с позиции соблюдения прав на законодательном уровне. На практике же проблема стоит очень остро.

В современной действительности делаются попытки инклюзивного образования, но и они носят чисто номинальный характер из-за отсутствия условий: пандусов, лифтов подъема, туалетов, оборудованных классных комнат, а также специализированных кадров, соответствующих образовательных программ. Несмотря на то, что в последние годы как на федеральном, так и на муниципальном уровне активно продвигается программа «Доступная среда», большинство общеобразовательных учреждений все еще не обладают соответствующим техническим оснащением. Ситуация безусловно сдвинулась с мертвой точки, однако, на наш взгляд, предпринимаемых усилий пока что совершенно недостаточно.

Убедительных аргументов для образования детей с ограниченными возможностями на сегодняшний день имеется предостаточно. К ним можно отнести не только социализацию инвалидов, но и снижение риска остаться за чертой бедности из-за отсутствия образовательного уровня. Этот факт приносит дополнительные трудности для семьи, если учесть, что родители тоже не вечны. Но мало кто задумывается над этими вопросами всерьез, кроме самих родителей.

Еще много лет назад психолог В. А. Сухомлинский отмечал, что под здоровьем детей с отклонениями в развитии подразумеваются далеко не только серьезные заболевания, связанные с психологическим, эмоциональным, физиологическим состоянием. Не менее важными факторами являются материальная стабильность и благополучие.

Это суждение лишний раз подтверждает, что их будущее во многом будет зависеть от включения их в процесс профессионального обучения. Существует множество примеров того, что своевременная и грамотно построенная реабилитация уменьшит проявления отклонений, увеличит степень его интеграции в социальную среду, уровень его развития. И инклюзивное обучение намного экономичнее, чем открытие специализированных учреждений для детей с отклонениями в развитии.

Что можно посоветовать родителям особенных детей? По большому счету, существует три варианта. Первый – тщательный подбор учебного заведения, соответствующего требованиям по доступности для инвалидов. Второй – дистанционное обучение ребенка на дому. Третий – переезд в страну, где условия обучения для инвалидов комфортнее и доступнее, чем в России. Этот список, по большому счету, включает в себя большинство развитых стран. В первую очередь, речь идет, конечно о Европе – начиная с близких нам Финляндии и Польши и заканчивая знаменитыми учебными заведениями Германии и Великобритания. Из неевропейских стран можно отметить Японию, Австралию и, разумеется, США.

Оставить комментарий