Аттестация по физкультуре школьников с ОВЗ

К сожалению, для учащихся с нарушениями здоровья до сих пор остается актуальной проблема аттестации по физкультуре. Критерии оценки таких ребят являются предметом споров и противоречий между педагогом, администрацией, родителями и детьми

Дисциплина, необходимая каждому

Модернизация физического воспитания в системе общего образования тесно связана с сохранением и укреплением здоровья. Задача школы — создать такие условия, чтобы к каждому ребенку применялся индивидуальный подход, снижающий риски для его здоровья в процессе обучения. Выходит, что уроки физкультуры должны быть доступными, удобными, полезными, интересными и результативными абсолютно для всех.

Ребятам с ограниченными возможностями, перенесшим какие-либо заболевания или часто болеющим, двигательная активность особенно необходима, поскольку она благотворно воздействует на организм.

Получение образования по предмету «физическая культура» влияет на социализацию этих школьников, обеспечивая полноту их участия в жизни общества, самореализацию, успешность и безопасность.

В данном случае эффективность занятий зависит от грамотности их организации и проведения и адекватности процедуры аттестации.

Кто виноват?

На основании обращений родителей, педагогов, руководства школ (анонимные звонки, письма, звонки-консультации, очные консультации) мы проанализировали причины конфликта между представителями учебного процесса при проведении аттестации по физкультуре.

Основные причины конфликта: отсутствие взаимодействия между администрацией, родителями, учителем физкультуры (инструктором ЛФК) в вопросах качественной организации занятий с ребятами, имеющими проблемы здоровья; некомпетентность педагога в разработке критериев аттестации с учетом возможностей, уровня подготовки и состояния учащихся; неумение педагога анализировать ситуацию и сложившуюся систему взаимоотношений; неспособность учителя устанавливать контакты с классом и конкретными детьми; неумение прогнозировать результаты своей деятельности; замалчивание проблемы или уход от нее и неинформированность руководства; давление на педагога (вынужден поставить положительные итоговые оценки детям, которые не посещали занятия без уважительной причины); отсутствие желания администрации и финансовые трудности в организации уроков физкультуры для учащихся с нарушениями здоровья; прочно закрепившийся у родителей социально-психологический стереотип непонимания главного предназначения занятий физкультурой; неинформированность семьи в вопросах организации образовательного процесса по физкультуре и проблемах здоровья ребенка;

• в большинстве случаев отсутствие у родителей положенной по закону возможности ознакомления с ходом и содержанием занятий и оценками успеваемости (это является главной причиной конфликтов); оценка уровня физической подготовки учащихся по количественным нормативам без учета физического развития, состояния здоровья и динамики прироста этих параметров (это исключает дифференцированность учебно-воспитательного процесса, так как оценка становится единственным орудием воздействия на ребят и повышения их мотивации к занятиям).

Анализ обнаружил, что 80% конфликтов создает учитель. В то же время половина преподавателей физкультуры видят причину проблемы в некомпетентности администрации в нормативно-правовых вопросах, неумении создать условия для получения образования по их предмету.

А вторая половина педагогов полагает, что дело в нежелании родителей понимать и принимать значимость получения образования по данной дисциплине.

Общими усилиями

Здоровьесберегающую образовательную среду в области физвоспитания формирует группа, в которую, помимо учителей физкультуры, входят другие педагоги, психологи, медицинские и социальные работники и прочие специалисты.

Они занимаются:

1) разработкой и реализацией адаптивных программ по физкультуре для школьников с проблемами здоровья;

2) внедрением технологии «Портфолио» ученика с целью учета результатов его участия в разных видах физкультурно-оздоровительной деятельности, динамики темпов прироста физического развития и подготовленности, улучшения здоровья;

3) в отдельных случаях — снятием диагноза, сменой медицинской группы здоровья и группы для занятий физкультурой.

Следует помнить, что адаптационные возможности ребят с нарушениями здоровья ослаблены из-за физических и психологических проблем, недостатка общения, участия в деятельности, соответствующей возрасту.

Промежуточная и итоговая аттестация

Любая аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном школой, который не должен противоречить Федеральному закону об образовании.

При разработке содержания аттестации педагог руководствуется требованиями образовательных программ для специальной медицинской группы, утвержденными в соответствии с госстандартом.

В начале учебного года преподаватель (инструктор ЛФК) разрабатывает соответствующие качественные и количественные показатели, которые директор утверждает на педсовете.

Промежуточная аттестация нужна для проверки освоения отдельной части или всего объема дисциплины «физическая культура». Неудовлетворительные результаты такой аттестации или ее непрохождение без уважительных причин признаются академической задолженностью, которую учащийся обязан ликвидировать (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, статьи 58, 59).

Родители (законные представители) несовершеннолетних учащихся имеют право знакомиться с используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, статья 44, п. 4, статья 58, пп. 1,2).

Итоговая аттестация завершает освоение программ основного и среднего общего образования. В аттестат должна выставляться дифференцированная оценка по физкультуре.

Если учащийся не посещал предложенные ему занятия по физвоспитанию в течение учебного года и не прошел итоговую аттестацию, то данный предмет в аттестат не вписывается. А это говорит о том, что выпускник его не изучал.

Требования к учащимся

Для учащихся специальной медицинской группы каждого класса разработаны свои требования к освоению программного материала. Если школьник не может их выполнить по медицинским показаниям, то данный процесс переносится на следующий учебный год. Вместе с тем школьники должны выполнить не менее половины положенных требований, посетить как минимум 50% занятий в период промежуточной аттестации (четверть, триместр и др.).

Степень освоения физических упражнений определяется по пятибалльной системе, предусматривающей конкретные характер и количество ошибок.

Учащийся, отнесенный к специальной медицинской группе Б, может посещать занятия ЛФК во врачебно-физкультурном диспансере или других медицинских организациях.

И тогда это учреждение выдает ему справку о прохождении курса ЛФК (письмо Департамента здравоохранения города Москвы № 4118-98 от 03.02.2010 г., см. приложение 1 в Личном кабинете). После предоставления такого документа, демонстрации освоенных комплексов ЛФК и сдачи теоретической части программы устно или в виде реферата (с получением оценки по разделу «Основы теоретических знаний») следует итоговая аттестация по предмету «физическая культура».

Учителя могут также принимать справки о посещении детьми занятий адаптивной физкультурой, плаванием, конным спортом, оздоровительным туризмом, организованные в различных учреждениях образования и медицины, физической культуры и спорта.

Ребята, временно освобожденные от физкультуры после сезонных заболеваний (ОРВИ, ОРЗ) или часто болеющие дети (ОРЗ не менее трех раз в календарный год) обязаны находиться в спортивном зале в соответствующей форме и участвовать в подготовке и проведении урока в качестве помощника, организатора, судьи, ответственного за инвентарь. За эту деятельность они должны быть аттестованы. Пассивно присутствовать на занятиях или пропускать их без уважительной причины категорически запрещается.

В период обострения заболевания или после его перенесения врач должен рекомендовать детям адаптивные формы двигательной активности.

Критерии аттестации

Основным критерием оценки успеваемости является факт улучшения показателей за конкретный период.

Примерными критериями текущей и итоговой аттестации учащихся специальной медицинской группы Б являются:

• посещение урока, если это не противоречит медицинским показаниям; динамика личных достижений при демонстрации двигательных умений и навыков; желание заниматься, старательность, добросовестное отношение к заданиям; освоение теоретического материала; умение осуществлять самоконтроль по частоте пульса, внешним признакам и ощущениям; освоение техники физических упражнений и двигательных действий по базовым разделам программы, не противоречащих состоянию здоровья; оказание посильной помощи учителю; участие во внутришкольных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях в качестве помощника, судьи, секретаря соревнований, организатора; самостоятельное выполнение комплексов ЛФК в форме домашнего задания; самостоятельное выполнение комплексов упражнений корригирующей гимнастики.

Факторы, не влияющие на текущую оценку: пропуски занятий по уважительной причине

(обострение заболевания); поведение; непропорциональное физическое развитие; состояние здоровья; уровень физической подготовленности.

Теоретическая часть

Аттестация по теоретической части программы подразумевает устные ответы на вопросы педагога или написание реферата (проектную деятельность) по теме изучаемого раздела и в объеме, соответствующем требованиям для данного класса.

Однако это не должно заменять практических занятий. 80-90% учебного времени по дисциплине отводится на освоение двигательных умений и навыков, 10-20% — на изучение теории.

Учитель не может формально подходить к оценке теоретических знаний или использовать реферат в качестве наказания за невозможность делать упражнения.

В начале учебного года педагог разрабатывает темы вопросов, требования к реферату или проекту, которые утверждаются на педсовете директором школы.

Рекомендации педагогу

При разработке критериев оценок следует учитывать: уровень физического развития, подготовленности, состояние здоровья, физиологические и психологические особенности каждого учащегося; данные медосмотров и результаты педагогических наблюдений; степень освоения двигательных умений и навыков; качественные изменения и динамику количественного прироста в физической подготовке; активность на уроках; шкалу бонусных баллов за творческие, домашние задания; владение правилами поведения и техникой безопасности и их соблюдение; дисциплинированность.

(В приложении 2 в Личном кабинете см. схему «Индивидуальные особенности учащихся, влияющие на результаты оценок по физкультуре».)

Необходимо придерживаться таких требований к проверке и оценке успеваемости, как комплексность, объективность, регулярность, разносторонность, дифференцированность, индивидуальный подход.

Проводить контроль и аттестацию надо так, чтобы стимулировать учащихся к самосовершенствованию, улучшению результатов, получению радости от выполнения упражнений, повышению мотивации к занятиям физкультурой и спортом, к ведению ЗОЖ. Методика оценки должна быть максимально обоснованной, аргументированной, понятной и доступной для детей и родителей.

Недопустимо:

• выставлять оценку за результаты тестовых упражнений, характеризующих уровень физической подготовленности;

• ставить неудовлетворительные оценки ученикам, не имеющим положительную динамику в развитии физических качеств;

• выставлять отрицательные оценки детям, не способным из-за физических особенностей развития выполнить какие-либо задания в полном объеме;

• занижать балл под предлогом того, что школьник мог бы показать лучший результат, если он уже выполнил наивысший норматив оценки;

• допускать ребят к выполнению упражнений без спортивной формы;

• отклоняться от утвержденных правил выставления оценок по физкультуре.

Ольга Водяницкая, кандидат педагогических наук, Центр организационно-методического обеспечения физического воспитания Департамента города Москвы

Источник — журнал «Здоровье детей»

Оставить комментарий