Только не сегодня

Сколько раз ты откладывала поход к стоматологу? Не бралась за новый проект, хотя все сроки истекли? Убирала с глаз долой ежедневник, лишь бы не видеть список невыполненных дел? Да постоянно. Ты не одна: мир охватила эпидемия прокрастинации — нежелания делать все вовремя.

Не думай, что это болезнь разгильдяев. Даже самые организованные из нас периодически становятся прокрастинаторами, то есть страдают синдромом запаздывания (или откладывания на потом — так с латыни переводится этот непроизносимый термин). Раньше считалось, что это признак депрессивной личности которая испытывает чувство бессилия а страх все испортить. Но тогда нужно признать, что и я, и все, кто меня окружают, — глубоко нездоровые люди, что, конечно, ерунда. Сегодня большинство психологов признает, что это нормальная реакция на перегруз (на работе, в личной жизни). Мы слишком интенсивно живем, чтобы все успевать. Вот и отлыниваем, чтобы сэкономить силы и нервы. Впрочем, это не означает, что с этой привычкой не нужно бороться. Волынить можно п- разному

Прокрастинация бывает нескольких видов.

Напряженная» — это когда на тебя давит груз ответственности и ты, боясь не справиться, просто машешь рукой на неотложные дела в надежде, что само рассосется. Иногда так и случается: прошло время — и необходимость что-то предпринимать отпадает. Но зачастую постоянное откладывание на потом убивает любую хорошую идею. Когда ты, наконец, решаешься ее воплотить, выясняется, что уже поздно — или кто-то успел до тебя, или идея потеряла актуальность. Результат: разочарование в себе и своих возможностях. А всего-то и нужно было, что взять и сделать.

• Александра, бренд-менеджер-классический «напряженный» прокрастинатор. Она жалуется, что у нее образовался стойкий рефлекс, делать все что угодно вместо того, что реально нужно в данный момент. «Я вроде ни минуты не сижу без дела, вечно чем-то занята. В итоге самое главное так и не сделано. Мне давно уже пора поработать над концепцией проекта, который в случае успеха сразу бы ускорил мою карьеру. Так нет же: то затею перестановку в доме, то помогаю подруге вывезти старую мебель на дачу, то иду записываться (в сотый раз) на фитнес… Сплошная суета, в которой проходят недели. При этом в голове крутятся интересные идеи, а сесть и записать их никак не могу — всегда что-то еще более срочное мешает. Другие получают премии и выбиваются в начальники, а я дальше благих намерений не продвигаюсь. Обидно!»

Подсказка от Инвалируса

Работа в режиме разделения времени. Вместо последовательного выполнения задач (когда нельзя начать следующую, пока не закончишь предыдущую), делай одновременно несколько разных дел — по частям. Отводи на это от 5 до 30 минут или намечай выполнить что-то конкретное и небольшое по объему. Хитрость в том, что стоит только начать, задача, к которой было страшно подступиться, окажется настолько увлекательной, что пока не решишь, не остановишься.

При «расслабленной» прокрастинации ты игнорируешь важные дела ради более приятных занятий. Которые у каждого свои. И все же самый тотальный отвлекающий фактор на сегодня (особенно от монотонной работы в офисе) — Интернет. Многие прокрастинаторы признают, что такими они стали из-за постоянного сидения в «Одноклассниках», «ВКонтакте» и на сайтах знакомств. (А еще есть ЖЖ, YouTube и прочие сетевые тайм-киллеры). Если раньше мы заходили в инет, чтобы узнать новости, то теперь мы там практически живем. Не до реальности с ее проблемами, знаете ли. Одно и утешает: по статистике, так ведет себя каждый второй, имеющий доступ к глобальной Сети. Что будет дальше, подумать страшно.

Но даже если ты и не поклонница такого времяпрепровождения, есть масса других удовольствий, лишающих силы воли и целеустремленности. «Зато так легче переносить давление жизни», — думаешь ты. В этом-то и опасность: тебе кажется, что ты облегчаешь себе существование, а на самом деле переживаешь, внутренний разлад и испытываешь еще больший стресс. Дела-то никуда не делись, и этот «хлам» имеет тенденцию к накоплению. Может, применить испытанное средство, называемое в народе «кнут и пряник»? Если ты привыкла к системе поощрений и наказаний, за каждое героическое усилие по выполнению планов делаешь себе подарок. Причем чем серьезнее и ответственнее миссия, тем круче награда. Но не забывай честно отказывать себе в радостях, если намеченное задание было провалено не по объективным причинам (вроде болезни или аврала на работе), а из-за банального отвращения к рутине. С прокрастинацией вряд ли покончишь (будем реалистами), зато прослывешь человеком принципов и хозяйкой своего слова. Уже кое-что.

• Маша, дизайнер («расслабленный» прокрастинатор), даже не успевает сама себя наказывать — за нее это делают обстоятельства: «Тянешь резину, пока ситуация не завязывается в такой тугой узел, что отступать дальше некуда. Ладно, если не успела сдать пальто в химчистку и приходится в старой куртке ходить. Хуже, когда теряешь клиента, а значит, доверие, а потом и деньги. Или, как назло, пока ленилась — никаких соблазнов. А как только берешься за дело, обязательно тебя пригласят на вечеринку или позвонит парень, с которым ты с удовольствием провела бы время. А времени-то и нет — нужно отвезти лекарство маме (еще на прошлой неделе просила) или выполнить заказ (еще вчера должна была закончить). И так без конца. Сама виновата. Сейчас стараюсь, не ища отговорок и не отвлекаясь, делать все важное сразу. Очень не хочется упускать возможность как следует развлечься».

Подсказка

Попробуй переставить акценты. Составь расписание, в котором главное не дела с перерывами на отдых, а отдых, в перерыве которого нужно быстренько управиться с делами. Чтобы с чистой совестью вернуться к развлечениям (именно они твой приоритет).

Особняком стоит привычка работать в условиях дедлайна. У тебя достаточно времени, чтобы закончить не одно, а пять заданий. Но тебе неинтересно так непродуктивно тратить время. По доброй студенческой привычке хвататься за учебники в ночь перед экзаменом ты выполняешь задание накануне дня сдачи. Работа на износ, на нервах, без сна и еды. Казалось бы, кошмар. Но снова и снова все повторяется.

Американские психологи называют любителей дедлайна arousal procrastinators. Это люди, которые тянут до последнего, потому что им нравится работать под давлением, в состоянии стресса (выплескивающийся в таких случаях адреналин, словно горючее, заводит тело и психику). Кроме того, такие работники придерживаются принципа «80% задания можно выполнить за 20% времени». И с этим трудно спорить. Равно как и лечить от этого.

• Светлана, редактор, давно уже не упрекает себя в таком поведении: «Никакой тайм-менеджмент не сделает из меня высокоорганизованную личность. Я предпочитаю понервничать всего пару-тройку дней, чем напрягаться целый месяц. Это, конечно, нелегко, иногда просто с ума сходишь от страха не успеть. И в то же время невероятный азарт, риск, желание доказать, что ты — профи. Честно признаюсь, меня каждый раз распирает от гордости, как быстро и качественно я сделала то, на что у остальных уходит в два раза больше времени. Но я понимаю, что когда-нибудь любовь к дедлайну может и подвести: ноутбук сломается, я буду не в форме, произойдет что-то непредвиденное — тогда конец моему везению и репутации. Придется учиться оправдываться».

Подсказка

Пугает объем предполагаемой работы? Попробуй такой метод: (10 + 5) х 4. Ты ставишь себе вполне достижимую задачу — например, написать подряд несколько предложений. И, ни на что, не отвлекаясь, упорно работаешь 10 минут. Потом делаешь перерыв на 5 минут (разминаешься, болтаешь по телефону, пьешь кофе, строишь планы на вечер). И снова за работу. За час ты -4 раза что-то напишешь — вот и конкретный результат.

Полезный самообман

Как видим, многие советы основаны на стремлении измениться и даже научиться получать удовольствие от своей организованности. То есть с тем же энтузиазмом, с каким ты совершаешь шоппинг, можно писать годовой отчет или стирать вековую пыль с книжных полок. Подпрыгивая от счастья, что так ловко разгребаешь эти завалы. Не получается? Тогда измени отношение к проблеме.

Как известно, любой порок можно оправдать и даже загнать в рамки контроля. Профессор философии Джон Перри, изучив явление и придя к выводу, что он и сам знатный «волынщик», написал статью о структурированной прокрастинации. Причем в первом же абзаце признался, что сел писать этот опус… лишь бы не заниматься действительно важными делами (например, прочитать черновики диссертаций).

Идея проста: прокрастинаторы не бездельники, они просто заменяют одни дела другими. К примеру, у тебя два мероприятия по плану: ответить на письма и придумать себе образ для костюмированного пати. И первое, и второе важно. Но деловая корреспонденция не так занимательно, как вечеринка. Вот ты и отдаешь предпочтение второму. До писем тоже очередь дойдет (когда-нибудь).

Эту замену можно структурировать, составив список дел в порядке важности. Нельзя вписать исключительно скучные обязанности — это повод не выполнить ни одного пункта вообще. Поэтому наверх ставятся супернеотложные задачи (с жесткими дедлайнами, которые, впрочем, можно нарушать, если знаешь, что никто тебя за это не убьет). В середине что-нибудь менее серьезное и легковыполнимое. В конце — то, что хорошо бы сделать, но необязательно. Смотришь в такой список и, в зависимости от настроения, выбираешь дело по плечу. И чувство долга удовлетворено, и реальное достижение имеется. Конечно, это самообман, но лучше так, чем впадать в депрессию по поводу своей неорганизованности. И вообще, умение не только планировать, но и поступать спонтанно — залог психического здоровья.

Сам профессор произвольно тасует пункты в своем must-do-list и не скрывает, что некоторые дела по-прежнему откладываются в долгий ящик. Кроме того, только ты берешься за «топ-позиции», обязательно возникают еще более острые проблемы. И снова не судьба. Как показывает опыт, ничего от этого радикально не меняется. Остальные тоже живые люди и точно так же норовят отлынивать от неприятных или нудных занятий. Главное

— сделать хоть что-нибудь.

Еще неплохо бы поставить на самую верхнюю позицию мечту. Во-первых, всегда будет маячить перед глазами, во-вторых, есть надежда заняться ее исполнением, когда ты зачеркнешь все другие пункты. Или наоборот, игнорируя всякую мелочевку, ты все силы отдашь реализации мечты. В общем, список твой, тебе и структурировать. И побольше гибкости: дела, которые изначально обречены на невыполнение (нереальные цели типа выучить китайский), дожимать не стоит. А лучше вычеркнуть — чтобы не отравляли радость жизни.

Мнение специалиста

Возможно, ты откладываешь решение важных задач на потом потому, что страдаешь перфекционизмом? По-твоему, лучше не сделать вообще, чем сделать плохо? Показать свою некомпетентность, нарваться на критику. В этом случае бездействие — гарантия жизни без поражений, но и побед в ней не будет. И не жалуйся, что мир так и не узнал, какая ты умная или талантливая. Впрочем, редкие люди способны довольствоваться тайным знанием того, что они — супер. Научись рисковать. Не получится раз, два, зато на третий обязательно добьешься успеха (удача любит упорных). Учти: тех, кто критикует, тоже легко за что-то раскритиковать. Не бойся честно сказать себе: я не начинаю дело потому, что трушу. Потом вспомни, сколько раз твои коллеги, друзья, знакомые ошибались и делали глупости. Никто не совершенен.

Если, напротив, ты импульсивна и бросаешь одно дело ради того, чтобы заняться другим, учиться нужно самоконтролю. Сделай себе установку, исходя из азарта: «Я доведу дело до конца любой ценой!» Заключай пари сама с собой или с друзьями — перед ними будет особенно стыдно (а может, и накладно, если, проиграв, ты будешь платить за них в кафе). Работай на результат — и ты увидишь, сколько, казалось бы, трудных проблем ты будешь решать одной левой. Тогда жизнь, действительно, сильно облегчится.

Оцените статью
Добавить комментарий