«Ока», «запорожец» и другие

Как инвалиду купить автомобиль и получить права

Сегодня ни один завод на постсоветском пространстве не выпускает автомобили для инвалидов с ручным управлением, и это притом, что такие модели, как СМЗ С-3А, ЗАЗ-968 и ВАЗ-1111 «Ока», можно считать легендами советского автопрома, которые многим людям с ограниченными возможностями позволяли работать, общаться, путешествовать, словом, жить полноценной жизнью.

Вряд ли найдется на постсоветском пространстве человек, который хотя бы раз в жизни не смотрел гениальную кинокомедию Леонида Гайдая «Операция «Ы” и другие приключения Шурика”. И, конечно, многие помнят эпизод фильма, когда герой Евгения Моргунова (Бывалый) свой оставленный посередине дороги автомобиль-мотоколяску, упершись в капот, бодро развернул, и герои комедии быстро уехали. После выхода фильм имел бешеный успех у зрителя, а инвалидный автомобиль-мотоколяску СМЗ С-3А, а в кадре был именно он, в народе стали называть «моргуновка”, хотя, на мой взгляд, «Ы-мобиль” больше подходит этому чуду автомобильной промышленности СССР.

От мотоколясок к малолитражкам

Производство первых автомобилей-мотоколясок для инвалидов в СССР было налажено в 1952 году на Серпуховском мотоциклетном заводе — СМЗ (позже его переименовали в Серпуховский автомобильный завод — СеАЗ), поскольку в них крайне нуждались тысячи инвалидов Великой Отечественной войны. Это была модель СМЗ-1Л. Позднее появились СМЗ С-3А и последняя модель СМЗ-3Д, которая стала предшественником не менее знаменитого автомобиля с ручным управлением ВАЗ-1111 «Ока”.

Обмелевшая река

Легендарный автомобиль для инвалидов с ручным управлением (базовая модель) ВАЗ-1111 «Ока” выпускался на Волжском автомобильном заводе (ВАЗ) с 1988 по 2008 год. Имел несколько модификаций с различными вариантами управления и пришел на смену мотоколяскам СМЗ. Аналогичные модели производились на СеАЗе и на КамАЗе (модель «Кама”).

Кстати, в январе этого года АвтоВАЗ объявил о планах возрождения в радикально модернизированном виде микролитражной «Оки” к 2020 году. Проходимость таких автомобилей оставляет желать лучшего, но есть одно решение, цепи автомобильные, которые помогают практически любому автомобилю, в том числе и маленькой «оке», превратиться практически во недорожник, с точки зрения повышенной проходимости.

Ценовой фактор

Отдельная история — это выпуск автомобилей с ручным управлением на Запорожском автомобильном заводе. Первый авто ЗАЗ-965, который прозвали в народе «горбатым”, сошел с конвейера в 1961 году. По техническим характеристикам они на то время практически ни в чем не уступали своим зарубежным аналогам. И ЗАЗ-965, и более поздняя модель ЗАЗ-968 (в народе — «ушастый” или «чебурашка”) имели модификации с ручным управлением, которые выделялись инвалидам через органы соцзащиты с частичной или полной оплатой их стоимости.

Более поздняя модель ЗАЗ-1102 «Таврия” выпускалась заводом до 2009 года и до сих пор пользуется спросом у людей с ограниченными возможностями, хотя, конечно, во многом уступает современным моделям легковушек, переоборудованным под ручное управление. Однако ценовой фактор, а стоят такие авто от 800 до 1100 долларов, порой играет решающую роль.

Что почем…

«Ока” (ВАЗ-1111) от 300 до 950 долларов
«Таврия” (ЗАЗ-1102) от 800 до 2500 долларов*
*цены в зависимости от года выпуска

Интересные факты

В Венгрии создан одноместный автомобиль для инвалидов Kenguru EV, который работает на аккумуляторах. Он может передвигаться со скоростью до 45 км в час и проезжать на одной зарядке до 110 км.

12 марта японская компания Hitachi представила собственную разработку для инвалидов и пожилых людей — одноместный автомобиль ROPITS. Главным его преимуществом является отсутствие необходимости ручного управления: ROPITS самостоятельно прокладывает маршрут до места назначения и объезжает препятствия.

Алексей Никольский