Доктор Лошадь

В Красноярске Центр иппотерапии начал работать в 2001 году. Каждый год здесь по спортивным, оздоровительным и реабилитационным программам занимается до 100 человек.

Одиннадцатилетняя Анжела Авитян на лошади уже 5 лет. Детский церебральный паралич не давал ей нормально двигаться, шансов ходить без помощи взрослых было мало. Тогда девочку записали на иппотерапию.

— Недавно проходили медицинскую комиссию, врачи сказали, что в здоровье есть заметные улучшения, — рассказывает Гульнара, мама Анжелы. — Ходит самостоятельно и достаточно уверенно, начала писать прописными буквами.

Сейчас девочка занимается адаптивным конным спортом, а когда-то верхом без поддержки мамы не могла сидеть.

У Кристины Захаровой схожий диагноз. Но за три года занятий изменилось не только её физическое состояние, она стала более уверенной.

— У дочери были проблемы с общением со сверстниками, постоянно цеплялась за меня, — рассказывает Татьяна, её мама. — Теперь она стала более открытой, общительной, приобрела много новых знакомых. Гордится своими многочисленными грамотами, медалями, кубками… Главная её цель — паралимпийские игры.

А вот одиннадцатиклассник Иван Братилов — уже кандидат в паралимпийскую сборную. Лошадок любил с детства, но из-за болезни опорно-двигательной системы даже не мечтал, что когда-нибудь будет сидеть в седле, а тем более профессионально займётся спортом. Но уже этой осенью он будет участвовать в международных соревнованиях.

И друг, и массажёр

Все нынешние «конные» спортсмены сначала проходили курс реабилитации иппотерапией.

— Анатомически лошадь устроена уникально, — рассказывает Татьяна ЧЕРНЯЕВА, директор центра. — Когда ребёнок лежит у неё на спине, он невольно расправляет плечи, поясницу, одновременно идёт естественный массаж с разогревом. Во время верховой езды имитируется работа мышц наездника, тело запоминает полученный опыт.

Через несколько месяцев регулярных занятий дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата уже чувствуют себя на коне уверенней, а через годы — свободно управляют лошадью.

Для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и интеллекта лошадь становится связующим звеном между их внутренним миром и окружающей реальностью. Доверие к лошади постепенно перерастает в доверие к миру, к людям.

Во время занятий рядом с детьми находится коновод, инструктор и страхующий. Инструктор составляет программу реабилитации для каждого ребёнка, а потом следит за ходом выполнения заданий. Задача коневода — предугадать поведение лошади, мягко остановить, если она понеслась от резкого шума, погладить и успокоить, если она разволновалась.

— Не каждая лошадь способна работать с больными пациентами, — рассказывает Анна Гантимурова, инструктор иппотерапии. — Прежде всего важен характер лошади, её спокойный, послушный и дружелюбный нрав.

Курс длится не менее шести недель, а при сложных заболеваниях занятия могут растянуться до трёх, а иногда и до пяти лет.

— Наша задача — не обучить детей гарцевать на лошади, а сделать так, чтобы благодаря занятиям улучшилось их физическое здоровье, повысилась их самооценка и уверенность в себе, — говорит Татьяна Черняева.

Вера Ракова

Оцените статью